СМИ

                                       

          Средства массовой информации

" Грани RU ", Радио " МАЯК ", Парламенский час,  Известия, МК, Комсомольская Правда, BBC, CNN, ОРТ, РТР, НТВ, AMB


АВТОБИОГРАФИЯ

СЛУЖЕБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВЫСТУПЛЕНИЯ В ПАРЛАМЕНТЕ

СПИСОК     КОМИТЕТОВ ГД

Полный список депутатов ГД.

Руководящий составт ГД

Руководство Аппарата ГД

Депутатские объединения ГД

 Законопроекты

ИСТОРИЯ

Курганская обл.

СМИ

Встречи

Выборы

МОЙ ФОТОАЛЬБОМ

Ваше мнение

E-mail:

Главная

Стенограммы выступления Н.Безбородова

Вертуальное путешествие по Государственной Думе

"Курганская Область",

 

Краткий отчет о проделанной работе

История вертолета МИ

Карелия сегодня

Фотоальбом  Попов-Порог

Анатолий Безбородов

 

 

 

 

 

 

 



 

россия  выполняет свои обязательства в области химического разоружения

 

(журнал "Гражданская защита")

           На вопросы журнала "Гражданская защита" отвечает депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Государственной комиссии по уничтожению химического оружия генерал-майор Николай Безбородов
 

- Николай Максимович, согласитесь, есть в этом кякой-то элемент абсурда: мы сначала в противостоянии двух систем наплодили этого химического оружия, а теперь на деньги бывших врагов, соперников, будем долго и полномерно это оружие уничтожать...
- Абсурда, к сожалению, много. Но такова диалектика развития общества. Сорок тысяч тонн химического оружия - столько имеет сегодня Россия. А всего в мире - семьдесят тысяч тонн химоружия. Этот объем надо уничтожать. Даже один оставленный килограмм химического оружия, представляет большую опасность, если попадет в руки к террористам.
-К какому году мы должны очистить нашу землю от химического оружия?
Согласно международной конвенции, которую ратифицировала Государственная Дума, н которая вступила в силу для России в 1997 году, ставилась задача до 2007 года уничтожить химическое оружие. Сейчас эта программа скорректирована: 2012 год - тот срок, к которому мы должны уничтожить последний килограмм химического оружия России.
Почему мы пошли на изменение программы?. Согласно первой федеральной
программе мы должны были построить семь полномасштабных объектов.

       

Ясно одно; никто ее ни захоронит, ни хранить не будет. Её обязательно будут перерабатывать или на химических предприятиях или в том же Горном достроят соответствующий объект. По другим отравляющим веществам. Люизит - это реакционная масса, из которой будет получаться чистый мышьяк. Понятно, что большое количество его не нужно, но немалую часть можно использовать. Он заменит некоторые детали в радиоэлектронной промышленности, в частности в батареях.

-Почему наша технология отличается от американской?

-Во первых - она проще, во вторых - дешевле, а в третьих ~ и это самое главное, безопаснее. Все плюсы- потому что наша технология появилась позже американской. Это достижение наших ученых.

-Уничтожение химическою оружия дорого стоит. Россия что - то тратят на это или все происходит только за счет американских и европейских денег?

-Когда мы ратифицировали международную конвенцию, то был расчет, что две трети средств на уничтожение химического оружия выделит непосредственно Россия и одну треть - получим в качестве иностранной помощи. К сожалению, наши финансово экономические возможности были слабы и до 2001 года мы ежегодно закладывали на эти цели в федеральном бюджете не более пятисот миллионов рублей. А требовалось на порядок больше: пять миллиардов и более. Только при таком финансировании можно было выполнить программу 1996 года. В 2001году мы впервые значительно увеличили участие до трех миллиардов рублей, в 2002 году -уже 5,4 миллиарда рублей, практически столько же в текущем году. Однако сегодня приходится констатировать, что и этого недостаточно. Например, в прошлом году заложили в бюджете на эти цели 5,4 миллиарда рублей, а требовалось уже девять миллиардов. Почему так резко возросли   потребности? Мы рассчитывали на финансовую помощь запада, прежде всего США. Но в 1999 году американский  конгресс наложил вето на финансирование строительства завода по уничтожению химоружия в Щучье, и объект, по суш, не строился. По новому плану, в первая очередь завода, с объемом переработки около пятисот тонн отравляющих веществ в год, должна быть построена, на деньги США и преступить к работе в 2005 i •• Вторую очередь - с объемом переработки тысяча шестьсот тонн в год - мы должны построить за свои деньги. К 2011 году мы должны уничтожить все боеприпасы, которые хранятся в Щучье, а затем - перевезенные из Кизнера.

- В одном из интервью, вы говорили: что оружие второй и третьей очереди в России уже уничтожено. Уничтожены и средства доставки отравляющих веществ. И почти сразу же на западе раздались голоса, что, дескать, раз русские уничтожили средства доставки, незачем помогать им в уничтожении отравляющих веществ. Последние теперь больше опасны для самих русских, чем для остального мира. Насколько эти голоса авторитеты?

- К сожалению, в ряде государств-спонсоров такое мнение появилось. В России, действительно, уничтожили взрыватели и средства доставки химоружия, и оно уже не считается боевым оружием. Это было отмечено и в выступлении председателя Государственной комиссии по уничтожению химического оружия Сергея Кириенко в Гааге, в октябре прошлого года, на международной конференции по уничтожению химического оружия. Что касается названных вами высказываний, то мы не считаем их авторов авторитетными. Россия действительно желает избавиться от этого страшного оружия, поскольку воевать им бессмысленно. Ни мы, ни Германия не решились применять его в годы войны, как тяжело не было на фронтах. Поэтому чем быстрее человечество избавится от такого страшного оружия, тем лучше.

-При этом у нас в стране с опаской относятся к факту хранения отравляющих веществ, к отходам радиоактивного топлива...Известно, например, насколько активно протестовало население в Самарской области

уничтожения химическою оружия - в каждом месте его хранения. Это Камбарка и Кизнер в УдмурдскоЙ Республике, поселок Горный Саратовской области, Марадыкоаский Кировской области, город Почеп ( Брянская область), поселок Леонидовка Пензенской области. Щучье Курганской области.   Но финансово экономические трудности страны и отсутствие финансовой помощи запада, которая была обещана России при ратификации конвенции, заставили нас в 2001 г. скорректировать программу. По сути дела мы получили новую программу. Принципиальных изменений два: на пять лет сдвинут срок окончания уничтожения химоружия и Россия отказывается то строительства семи полномасштабных объектов по уничтожению имеющихся запасов. Принято решение, что будем строить всего три завода: в Щучье, Камбаркс и в Горном. Последний, отмечу, мы уже запустили 19 декабря прошлого года. В Горном на сегодняшний день уже уничтожено более 70 тонн иприта. Задача: в этом году уничтожить 400 тонн. Именно такое количество химоружия мы обязаны уничтожить в текущем году согласно новой программе.

В марте будет проходить очередная международная конференция членов Организации по запрещению химического оружия, она и утвердит конкретные сроки.

- Наши технология уничтожении химического оружия чем то отличаются от американских?

- Да. В Горном, например, мы пользуемся технологией, которая называется " мокрая, холодная". Мы уничтожаем химическое оружие не за счет испарений, под воздействием высоких - до 2000 градусов- температур под большим давлением, как это делают в США, а, наоборот, приводим дезактивацию и получаем разжиженную массу. Кстати, сейчас стоит вопрос: что с этой массой делать. Реакционная масса сама но себе не отравляющее вещество, не химическое оружие, т.к. ее степень содержания иприта, например, десять в минус пятой степени процента. При том, что допустимая -в минус третьей степени- И сейчас стоит вопрос, что с этой массой делать: испарять, как американцы, или использовать другой способ. Над этим сейчас работают ученые против строительства там завода по уничтожению химпружин. Есть реальная опасность для населения при любых действиях с вредными веществами? Какова реакция   наших сограждан, в местах, где будет вестись строительство полномасштабного объекта? Насколько люди боятся этого?

Все наши эксперты и ученые однозначно утверждают, что метод уничтожения химического оружия, который мы используем в Горном, полностью исключает негативное воздействие. Что касается вопросов хранения, то в связи с событиями в Чечне и особенно после терактов в Америке 11 сентября 2001 г., в России предприняты серьезные меры по ужесточению режима охраны объектов, где хранится химическое оружие, с тем,    чтобы исключить возможность террористических актов- Значительная работа проводится по обеспечению средствами индивидуальной защиты населения, проживающего в зоне защитных мероприятии, готовятся системы оповещения в тех местах где будут строить объекты.

Вообще, скажу, что лучшая почва для страха - отсутствие информации. Чем меньше люди проинформированы, тем больше они будут протестовать.

Сегодня мы вплотную занялись этой проблемой. Утверждена концепция информационной деятельности Государственной комиссии по уничтожению химического оружия, работает Федеральный центр информации, сейчас открылся еще и региональный центр в Саратовской области... Убежден, на чем ни надо никогда экономить, так это на информации, полной, объективной и своевременной.

- И все же население волнуется...

- Население очень волнуется. Уничтожение химического оружия, без разрешения определенных проблем, безусловно, скажется не только на экологии, но и на здоровье людей, особенно проживающих в зоне защитных мероприятий. К сожалению, не все здесь выглядит лучшим образом. Например, есть у нас закон " Об уничтожении химического оружия", в котором семнадцатой статьей, для населения. 

Проживающего в зоне защитный мероприятий, предусмотрены соответствующие льготы. Но статья пока не работает. Почему? Потому что в развитие этой статьи правительством должны быть приняты соответствующие нормативные акты. А их уже почти семь лег принять не могут. Как следствие, как реакция населения -постановление Курганской областной думы, принятое в самом конце прошлого года. Оно как раз фиксирует, что исполнительная власть не выполняет законы.

- Николай Максимович, насколько объективно постановление Курганской областной думы, составленное в ловольно резких тонах: отсутствие контроля, негативная реакция населения.»

Я очень серьезно отношусь к постановлению, принятому Курганской областной думой. И я бы не хотел на эмоциональном уровне что-то в нем опровергать или опротестовывать. Тем не менее, считаю, что ряд оценок областной думы излишне резок. Давайте попробуем вместе найти ответ на вопрос, что стоит за этим:

действительно ли ситуация в местах хранения химического оружия настолько катастрофическая или это оценка принята под воздействием ряда составляющих? Ответ на этот вопрос надо получить не только мне, но и депутатам областной думы. А через них и всей общественности Курганской области.

Возьмем первый посыл: ситуация существенно осложнилась. Я бы не был столь категоричен. И считаю, что наоборот, с передачей процесса уничтожения хим-оружия от Министерства обороны Российскому агентству по боеприпасам ситуация не только не ухудшилась, а, наоборот, улучшилась. В частности, именно "Росбоеприиасам" удалось сдвинуть с мертвой точки строительство заводов по уничтожению химоружия. И процесс этот стал управляемым.

Что касается непосредственно Курганской области, то ситуация здесь такова:

строительство собственно промышленной зоны было заморожено с 1999 г., а строительство объектов социальной инфраструктуры, проходившее за счет российских средств, продолжалось. Из этой ситуации можно сделать два вывода.

Первый: несмотря на замораживание строительства промышленной зоны, социальная сфера все равно строится- Второй вывод; если бы велось строительство промзоны, то и социальное строительство шло бы гораздо быстрыми темпами. Тогда удалось бы выполнить обещания, данные жителям област

- В постановлении как раз отмечается планируемое снижение расходов на социальное строительство...

- Давайте вспомним, за счет чего в целом в Российской Федерации сокращаются расходы по программе уничтожения химического оружия. Когда в 1999 г. США заморозили предоставление финансовой помощи, перед Россией реально встал вопрос финансирования программы уничтожения химоружия собственными силами. Именно поэтому мы вынуждены были принять решение о сгроительстве трех заводов - в Горном (Саратовская обл.), Щучье (Курганская обл.) и Камбарке ( Удмуртия) - вместо семи. Одну из возможностей. Сокращения расходов увидели и в применении вахтового метода работы на заводе по уничтожению химоружия-Согласитесь, вахтовый метод требует гораздо меньших социальных затрат, чем метод Постоянного проживания. Однако при этом местные жители сразу же начинают задаваться вопросом: если предлагают вахтовый метод работы, значит ситуация далека от безопасной. Хотя, скажу сразу, эти опасения напрасны: на безопасности населения в России не экономят. Следовательно, выход в одном: надо объяснить гражданам главную причину введения вахтового метода ...

- Но именно на отсутствие должного информирования и сетуют депутаты областной думы...

- Раз областная дума так ставит вопрос, значит она действительно располагает потребностью в большей информированности. И с депутатами в этом не согласиться нельзя.


 

- А почему "Росбоеприпасы" не информируют органы власти, население?

- "Росбоеприпасы" считают, видимо, что достаточно той информации, которую они дают. А они информацию действительно предоставляли. Но, как оказывается, мало. Есть психологические моменты, когда одну и ту же информацию надо подавать многократно, да еще, желательно, под разными ракурсами. Поэтому здесь я полностью на стороне областной думы; информированность населения, органов власти необходимо улучшать.

- В постановлении отмечается, что уничтожение химоружня ведется без медицинского и эко.Ю! нческого мониторинга. Это соответствует истине?

- По информации с мест: медицинский и экологический мониторинг не проводились. Но представители правительства, с которыми я связался, заявили, что мониторинг проводится. Кстати, в соответствии с законом, подобный мониторинг должны проводить федеральные и местные власти. Каков здесь вклад последних ? Ноль. А что касается проводимых работ, то ликвидация боеприпасов осуществлялась , как это правильно отмечается в постановлении, на установке КУАСИ, безопасность которых давно проверена и не требует проведения специального мониторинга.

- И, наконец, перечисление конкретных фактов: нет системы оповещения, отсутствуют индивидуальные и коллективные средства зашиты...

- Давайте снова говорить по пунктам. Средства защиты. Передо мной информация, подписанная губернатором Курганской области Богомоловым. " Все средства защиты, с учетом 5 % расхода на подгонку, фактически имеются ( 100%) на складе специального имущества ГО Администрации ( правительства) Курганской области", отмечается в документе. Не верить губернатору, у меня оснований нет. Да, средства зашитьт хранятся на складе удаленном от объекта. Надо раздать их жителям? Может быть. Но, например, представитель правительства, с которым я консультировался после получения постановления, привел такой факт; в Саратовской области населению, в соответствии с требованиями, роздали индивидуальные средства защиты. И что же? Через месяц значительный процент местных жителей опять оказался без противогазов.   Кто-то потерял, кто-то использовал не по назначения, а кто-то и продал. Так может быть, исходя их этого опыта, противогазы сосредоточить в одном охраняемом месте? А по сигналу раздать населению?

Но тут же встает вопрос: а успеем ли снабдить все население средствами защиты? Дня ответа на него необходимо провести не одно учение: чтобы каждый знал: где получать средства защиты, как ими пользоваться и что, вообще, делать по сигналу тревоги.

А вот ситуация со средствами коллективной защиты действительно напряженная. Из имеющихся укрытий и те-то едва способны вместить одну пятую часть населения -ни одно не может быть использовано при возникновении аварийной ситуации, связанной с выбросом в окружающую среду отравляющих веществ.

По системе оповещения. Специалисты считают, что имеющаяся система действенна, а выдвигаемые депутатами облдумы требования завышены. Но это надо объяснить населению. Объяснить доходчиво, i-рамогно. Пока же - и это вполне естественно - население больше доверяет своим депутатам, чем "московским специалистам".

- Вызывают беспокойство низкие темпы освоения выделяемых лимитов...

- Вот с этим замечанием я полностью согласен. Очень, очень много времени уходит на различные согласования. И потому, требование местных органов законодательной и исполнительной власти о необходимости создания дирекции строительства непосредственно в Щучьем -объективно. И такая дирекция в свое время была создана. Однако вскоре ее ликвидировали. Почему? Создание дирекции предполагает начало строительство объектов промышленной зоны. Строительство же прошоны,  повторюсь,  было  заморожено.  Сейчас,  когда  возобновляется финансирование со стороны западных партнеров, агентство "Росбоеприпасы" готово воссоздать дирекцию строительства.

- Говоря о низких темпах освоения лимитов мы выходим на проблему финансирования в целом. Недавно США заявили о готовности предоставить России 160 млн. долларов на уничтожение жиморужия...

- Если более объективно, то не 160 млн. На текущий год заложена сумма в 50 млн. долларов. Из них 15 млн. пойдут на обеспечение безопасности хранения хим-оружия. И только оставшиеся 35 млн. пойдут на строительство объекта в Щучье. Не буду утверждать однозначно, но некоторые специалисты считают, что мы не успеем освоить эти 35 млн. долларов выделяемых США. Во-первых, финансовый год в США и России разнятся между собой. В Америке финансовый год заканчивается 1 октября. Соответственно и отчеты по использованию средств они будут требовать по своим нормативам, а не нашим. Во-вторых, американская помощь - это не живые, как принято говорить, деньги, а аппаратура, оборудование...Пока-то они будут закуплены в самих США, поставлены в Россию...Мы просто не успеем все смонтировать. А это лишний повод для упреков: вам выделили средства, а вы не успеваете... И никто не гарантирует, что на следующий год финансовая помощь в связи с этим не будет уменьшена.

- В постановлении отмечается крайне негативная реакция населения. Насколько я понимаю, "крайне негативное" - это значит митинги, забастовки, пикеты, может быть даже голодовки... Есть нечто подобное в Курганской области?

-Когда начинаешь детально анализировать постановление областной думы, обращаешь внимание на значительный блок социальных проблем. Именно нерешенные социальные вопросы, убежден, и будоражат людей.

Программа социальной защиты в процессе выполнения обязательств по уничтожению хнморужия решает, в принципе, две задачи: социальная защита граждан, непосредственно работающих с химоружием и социальная 'защита граждан, проживающих в так называемой зоне защитных мероприятий. Первый блок практически решен федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Во исполнение закона, постановлениями правительства    утвержден перечень токсичных химикатов, относящихся к химоружию, порядок бесплатною обеспечения лекарственными средствами, список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда и особым порядком его оплаты...В общем, перечень льгот и компенсаций, предусмотренных для граждан, занятых уничтожением химоружия, не имеет аналогов н существенно превышает количество льгот даже для работников ядерного комплекса страны.

Социальная защита граждан, проживающих в зонах защитных мероприятий, в принципе решается законом "Об уничтожении химического оружия". Подчеркну, в принципе. Законом определено, что "порядок предоставления, конкретные виды, размеры социальных льгот и компенсаций гражданам в зонах защитных мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации". Но с мая 1997 г., т.е почти 6 лет, правительство не принимает соответствующих постановлений. Причина:

слишком объемный печень льгот и компенсаций, выдвигаемый региональными властями. Регионы, считают в Москве, хотят за счет федерального бюджета решить многие социальные проблемы. Лично мое мнение в данной ситуации такое: даже завышенные требования региональных властей не дают право федеральной власти уходить от решения насущных вопросов. Именно насущных. Отсутствие четко сформулированного перечня льгот и гарантий негативно сказывается на настроениях граждан.

     Сложившаяся ситуация -отсутствие постановлений правительства при массовых обращениях регионов и граждан- заставила Комитет Государственной Думы но обороне самому чанжься разработкой проекта федерального закона о зонах защитных мероприятий. В законопроекте будет разработан статус ЗЗМ. пока нигде не сформулированный, комплекс мероприятий для обеспечения безопасности [раждан, проживающих в ЗЗМ ( замечу, обязательных для выполнения),  комплекс мер социальных мероприятий, экологический, медицинский и гражданский контроль...

В общем, работы еще достаточно.


 

Интервью с Н.Безбородовым

Иракский кризис

Иракский кризис: развитие ситуации
22/03 | 12:15 Юлий Семенов (политический обозреватель)

Альтернативная служба

Готовится согласованный вариант закона об альтернативной службе
05/02 | 10:34
Борис Бейлин (ведущий программы)

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)   ГААГА

 Перед российской делегацией стоят три задачи (на международной конференции в Гааге 14-18 мая 2001 года. - Ред.).

Радио "МАЯК"

Говорим мы с Вами о возможном развитии ситуации, о возможном нанесении США ударов по Афганистану.

Газета "ПРАВДА"

Депутаты  снова в бой. Покой им только снится
Деньги для армии. Во что бы то ни стало!
 

Стенограммы выступления Н.Безбородова

Журнал "Гражданская защита"

На вопросы журнала "Гражданская защита" отвечает депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Государственной комиссии по уничтожению химического оружия генерал-майор Николай Безбородов

 




Главная страница


Copyright "Artur Home Vision" © 2002-2003, all rights reserved.
Тел. (926) 231-79-13, 8(916)713-29-13, факс. (926) 231-79-13, doktormo@mail.ru

Hosted by uCoz