СМИ

                                          

             Средства массовой информации

" Грани RU ", Радио " МАЯК ", Парламенский час,  Известия, МК, Комсомольская Правда, BBC, CNN, ОРТ, РТР, НТВ, AMB


АВТОБИОГРАФИЯ

СЛУЖЕБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВЫСТУПЛЕНИЯ В ПАРЛАМЕНТЕ

СПИСОК     КОМИТЕТОВ ГД

Полный список депутатов ГД.

Руководящий составт ГД

Руководство Аппарата ГД

Депутатские объединения ГД

 Законопроекты

ИСТОРИЯ

Курганская обл.

СМИ

Встречи

Выборы

МОЙ ФОТОАЛЬБОМ

Ваше мнение

E-mail:

Главная

Стенограммы выступления Н.Безбородова

Вертуальное путешествие по Государственной Думе

"Курганская Область",

 

Краткий отчет о проделанной работе

История вертолета МИ

Карелия сегодня

Фотоальбом  Попов-Порог

Анатолий Безбородов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Альтернативная служба


        Готовится согласованный вариант закона об альтернативной службе
05/02 | 10:34
Борис Бейлин (ведущий программы)

Министерство обороны и одновременно несколько групп депутатов Госдумы продолжают готовить свои варианты закона об альтернативной гражданской службе. В ближайшее время этот вопрос может быть вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента. Я напомню, что в соответствии с Конституцией граждане России имеют право отказаться от воинской службы и отдать свой долг Родине на службе гражданской, альтернативной военной. Однако воспользоваться этим правом пока призывники не могут, поскольку нет соответствующего федерального закона. Обо всем этом мы будем говорить сегодня с заместителем председателя думского комитета по обороне генерал-майором авиации Николаем Безбородовым.

- Итак, первый вопрос к вам. Кто сейчас разрабатывает законопроекты об альтернативной гражданской службе? Насколько известно, это Генштаб, ваш комитет обороны, в СПС также готовят законопроект, есть еще разработчики, насколько я понимаю.

     БЕЗБОРОДОВ: Да. Есть еще вариант Семенова, депутата Государственной Думы, и есть вариант, который разрабатывает правительство Российской Федерации. Последняя информация: правительство, рассмотрев варианты, в том числе представленный Генеральным штабом, не поддержало их и поставило следующую задачу: до 9 февраля сего года оперативно собраться всем разработчикам, всем группам и вместе с правительственным вариантом разрешить все коллизии. И больше того, к середине февраля правительственный вариант, уже с разрешенными противоречиями, представить в Государственную Думу.

- То есть все эти четыре проекта - проект Генштаба, проект вашего комитета по обороне, проект СПС и еще один проект, Семенова, - необходимо будет согласовать уже к 9 февраля?

БЕЗБОРОДОВ: Да. До 9 февраля.

- И согласовать именно с правительством?

БЕЗБОРОДОВ: Да, с правительством. И представить общий единый вариант.

- Итак, давайте поговорим подробнее о каждом из этих вариантов. В чем их основные отличия? Давайте начнем с вашего, с варианта комитета по обороне.

БЕЗБОРОДОВ: Да, который разработали генерал Николаев и группа депутатов, поддержавшая его. Первое - кто получает право на альтернативную гражданскую службу? Мы считаем, что граждане, убеждения или вероисповедание которых противоречат несению военной службы, а также те (несколько мы шире смотрим), кто сегодня имеют право на отсрочку от службы в Вооруженных Силах, как-то: учителя, работающие в сельской местности; врачи, работающие после выпуска из институтов в сельской местности; ухаживающие за престарелыми родителями. Мы считаем, что и на них тоже можно распространить право альтернативной гражданской службы.

- Я хотел бы остановиться на этом моменте. Что касается второй категории, о которой вы говорили, здесь, в общем-то, все понятно. А вот что касается тех граждан, которые не хотят служить в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями. По вашему проекту они должны будут доказывать этот пункт?

БЕЗБОРОДОВ: Я бы сказал, наш вариант наиболее, может быть, мягкий. Согласно варианту депутата Семенова вообще не надо доказывать, просто заявил человек и идет служить. Так же, скажем, у СПС: заявил - и никакой доказательности. Мы считаем, что все-таки, помимо заявительности, элементы доказательности должны быть, то есть должна быть убедительная мотивация. При необходимости призывная комиссия может запросить определенные характеристики, определенные данные с тем, чтобы подтвердить, что человек действительно не может сегодня служить с оружием.

- Вот, скажем, я прихожу на призывной участок и заявляю, что я не могу служить по своим убеждениям. Что от меня потребуют, что я должен доказывать? У меня такие убеждения.

БЕЗБОРОДОВ: Во-первых, вы должны подтвердить, что у вас за убеждения, какова мотивация ваша, скажем.

- Я пацифист.

БЕЗБОРОДОВ: Вы пацифист. Но я так считаю, что все должны сегодня граждане Российской Федерации служить, в соответствии со статьей 59 защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Мы и так сегодня, Борис, из ста юношей 88 человек освободили от военной службы. И по сути дела, набирая призыв сегодня, осуществляем из оставшихся 12 человек. И добились очень негативного, скажем, процесса в армии. У нас сегодня служат в Вооруженных Силах 6,5 процента с начальным образованием. 30 процентов не имеют среднего образования, 40 процентов юношей пришли в армию - нигде не работали после школы. 12 процентов устойчиво употребляют алкогольные напитки. И при этом говорим: армия должна быть примером, она должна быть на высоте эксплуатации новой техники и оружия, она должна быть высокодисциплинированной. Подождите, но это же цинично - государству интеллект оставить на гражданке, призвать низкокачественный, скажем, человеческий фактор и требовать сегодня от армии невыполнимого. Такого не может быть.

Вот поэтому я считаю, что на альтернативную гражданскую службу нельзя только смотреть как на завоевание демократического государства, о чем некоторые у нас депутаты говорят, что демократическое государство - должна быть альтернативная гражданская служба. Мы говорим, надо при этом ставить вопрос: а какую альтернативную гражданскую службу сегодня государство способно потянуть не в ущерб такому важному институту, как Вооруженные Силы? То есть закон об альтернативной гражданской службе сегодня должен как бы ставить препятствия отказникам. У юноши должно быть сегодня два пути, если он здоров и если он должен, согласно закону нашему, призываться в армию: или идти на военную службу, или идти на альтернативную гражданскую службу. Но при этом все-таки необходимо доказать действительно, что ваши убеждения и ваша мотивация настолько серьезна, что вы имеете право.

- А в варианте Генерального штаба этот пункт был еще более жестким?

БЕЗБОРОДОВ: Да, мы считаем, что в Генеральном штабе был более жесткий: только доказательность, причем обязательно доказательность. Мы несколько на это смотрим иначе: заявительный с элементами доказательности, я бы так сказал, заявительный с элементами определенными доказательности.

- Итак, дальше по вашему варианту. Какой срок предусмотрен альтернативной гражданской службы?

БЕЗБОРОДОВ: Многие варианты, за исключением нашего, предполагали, что альтернативная гражданская служба должна быть или по срокам такая же, как военная, по призыву, - два года, или же в полтора раза - максимум - больше. Мы считаем, что альтернативная гражданская служба должна быть в два раза по срокам больше, чем служба по призыву.

Из чего исходим? Не только из того, что сегодня во многих странах опыт подтверждает, в частности, скажем, в Болгарии, в Литве, в Молдавии, в Словакии, в Эстонии, во Франции - в основном в два раза больше. Но не только опыт, потому что на опыт других государств надо смотреть как на опыт. У нас есть свои традиции, своя психология, свой уровень общественной культуры, сознания, уровень патриотичности и пацифизма, как вы только что сейчас сказали. И с учетом того, что сегодня солдат, по призыву проходящий службу, практически 8 часов только имеет на сон, а остальное у него служба, по сути дела, от 24-х отнять 8 - это 16 часов. Тогда и альтернативная гражданская служба должна соответствовать. Но поскольку, приходя на альтернативную гражданскую службу, специалист будет 8 часов работать, и только 8, мы считаем, что необходимо предусмотреть в два раза больше. Но при этом - оговорка: безусловно, те, кто имеют высшее образование, - в полтора раза.

- То есть варианты: в полтора раза и в два раза?

БЕЗБОРОДОВ: Да. И больше того, те, кто проходят альтернативную гражданскую службу в воинских частях на гражданских специальностях...

- Про это мы сейчас поговорим. Итак, где будут проходить, по вашему закону, призывники альтернативную гражданско-военную службу?

БЕЗБОРОДОВ: Мы несколько, может быть, не то что сдали позиции, я должен сказать, что, работая, встречаясь с представителями, другие варианты разработавшими, мы пришли к следующему: принцип должен быть смешанный - и территориальный, и экстерриториальный. Здесь нельзя говорить: только по месту жительства. А если интересы общества, интересы государства требуют, чтобы была определенная специальность, определенная профессия, необходимо служить, например, на месте, а там таких специалистов нет. Ну что ж...

- Но, как правило, все-таки призывники - это молодые люди, которые не имеют еще образования какого-то специального.

БЕЗБОРОДОВ: Поэтому мы говорим: и территориальный, и экстерриториальный предусмотреть; в случае, если есть такая необходимость, посылать, но не зацикливаться, скажем, только на территориальном и только на экстерриториальном. Смешанный.

- В вашем законопроекте говорится о том, где конкретно будут проходить молодые люди альтернативную гражданскую службу?

БЕЗБОРОДОВ: Да. Во всяком случае, что касается профессий и что касается перечня должностей, будут разработаны соответствующие правовые акты, как бы нормативные акты, подзаконные акты, это будет правительство Российской Федерации на каждый год утверждать, согласуя с региональными властями, с правительствами регионов, с местными властями, какие профессии необходимы. Но в целом мы предусматриваем, что службу необходимо предусмотреть и в воинских частях на гражданских должностях.

- То есть можно будет проходить, скажем, в военной части на каких-то гражданских специальностях, но можно будет и, скажем, идти в больницу санитаром и так далее.

БЕЗБОРОДОВ: Да. Но при этом юноша, проходящий службу в воинской части, будет служить не два года, а три года, на год меньше. Почему? Это связано опять-таки с теми, может быть, ненормированными порой графиками работы. Во-вторых, с той определенной, может быть, дополнительной тяжестью, которую он будет испытывать.

- А кто будет определять, где служить молодому человеку - в военной части или где-нибудь в больнице?

БЕЗБОРОДОВ: Во всяком случае, юноша будет сам...

- То есть у него будет выбор?

БЕЗБОРОДОВ: У него будет выбор, обязательно будет выбор. Я бы здесь хотел просто предостеречь, потому что сегодня и в печати, и в средствах массовой информации появляется, что вот, альтернативно-гражданская служба ничем не будет отличаться от военной: загонят в казармы...

- Это действительно. Вы же понимаете, что, скажем, солдаты во время службы, как правило, работают как раз, во многих частях, по гражданской специальности, как раз о чем вы говорили, копают, что-то строят и так далее.

БЕЗБОРОДОВ: Да, да. Хочу развеять этот ошибочный, может быть, взгляд. Никто в казарме из альтернативщиков жить не будет. Все будут жить в предоставленных общежитиях за пределами городка военного, все будут, как полноценные граждане Российской Федерации, свободны, но при этом, безусловно, свобода будет ограничена в рамках опять-таки права и законов. Он не может без разрешения куда-то уехать, он обязательно должен это делать по рапорту, по заявлению и так далее.

- Итак, поговорим о том, как будут проходить молодые люди альтернативную гражданскую службу. Насколько я понял, сама служба будет занимать 8 часов, как по КЗоТу.

БЕЗБОРОДОВ: Да, 8 часов, как у рабочих всех, 8 часов работы. При этом есть, может быть, скажем, необходимость отметить, что молодой человек, проходящий альтернативную гражданскую службу, будет иметь право заочно учиться или на вечерних факультетах. Он может получать среднее специальное образование либо высшее образование. То есть ему будет разрешено. Вначале генштабовский как раз вариант отметал такое право учебы, потому что, дескать, у нас солдаты не имеют права. Мы считаем, что альтернативная служба проходящая - это не военная служба, и здесь необходимо такое право дать. Больше того, целый блок, целый раздел предусмотрен социальной защищенности юношей, проходящих альтернативную гражданскую службу. И по нормам защищенности, и по ширине, и по глубине она нисколько не меньше защищенности социальной наших военнослужащих, проходящих службу по призыву. Он также будет иметь право бесплатного проезда в транспорте, он также будет иметь право в отпуске быть, бесплатный проезд к родителям и обратно, то есть ряд выплат предусмотрен.

- Мы рассмотрели достаточно подробно ваш проект закона об альтернативной гражданской службе. Какие основные отличия от других проектов? Насколько я понимаю, Генштаб требовал, чтобы призывник доказывал свои убеждения?

БЕЗБОРОДОВ: Да. Во всяком случае, только доказательный. Дальше, где проходят службу? Генштаб говорил: граждане проходят альтернативную гражданскую службу только по экстерриториальному принципу.

- То есть куда направят?..

БЕЗБОРОДОВ: Куда направят, и все. А мы говорим, нет, здесь территориальный должен быть.

Срок. По срокам альтернативной гражданской службы наш вариант совпадает с генштабовским. И больше того, правительство Российской Федерации (в частности, устами Валентины Ивановны Матвиенко) также отметило, что все-таки надо поддержать кратность в два раза. Альтернативную гражданскую службу целесообразно иметь больше, чем военную.

- Насколько я понимаю, вот этот жесткий вариант Генерального штаба правительством не был поддержан?

БЕЗБОРОДОВ: Не был поддержан, и было сказано, что взять лучшее, может быть, что можно, из других вариантов и соединить все в одном. Как это будет? Я понимаю, что общество ждет, но затяжка произошла по многим, может быть, объективным причинам. Нельзя было принимать закон об альтернативной гражданской службе, не разобравшись и четко не представив, а какой у нас складывается военная служба на перспективу. И поскольку сегодня мы работаем параллельно, точнее, правительство работает...
 

- Но 9 лет прошло вообще с момента принятия Конституции.

БЕЗБОРОДОВ: Да, я понимаю. Раз обвиняют Государственную Думу, то я хотел бы на Думу взять столько ответственности, сколько необходимо согласно Конституции взять. Если Дума будет разрабатывать такие законы, как альтернативно-гражданская служба, судьбоносные, это ненормально. Дума не представляет всей концепции, в том числе военной реформы, в целом государственной политики. И поэтому, может быть, и мучились от того, что Госдума разрабатывает эти варианты, но они не проходят. А эти 8 лет правительство не представляло ни одного варианта.

- Кстати, есть мнение, что, скажем, вообще закон об альтернативной гражданской службе не нужен, поскольку уже в скором времени, в течение ближайших 10 лет, просто армия перейдет на профессиональную основу.

БЕЗБОРОДОВ: Наша точка зрения в комитете по обороне такова. Если служба по призыву, военная служба будет хоть один год, закон об альтернативной гражданской службе должен быть. Но при этом я думаю, что, хотя переход у нас до 2010 года на контрактную службу, у нас сто процентов личного состава все равно никогда по контракту служить не будут, все-таки у нас будет часть военнослужащих служить по призыву. Сколько? Это вопрос другой. Может быть, год или полтора, или меньше. Время покажет научно обоснованно. Даже если будут служить 10 процентов или 20 военнослужащих по призыву, значит, альтернативная гражданская служба все равно должна быть предусмотрена в обществе.

- Вернемся к тем законопроектам, которые разрабатывает Государственная Дума. Давайте поговорим о проектах групп депутатов, это проект СПС и проект Семенова.

БЕЗБОРОДОВ: Да, Эдуарда Воробьева и Юлия Рыбакова от СПС.

- Там какие основные моменты?

БЕЗБОРОДОВ: Значит, у них где проходят, скажем, службу? Место прохождения определяет правительство. То есть, я считаю, это тоже смешанный, потому что правительство сегодня тоже заинтересовано. Если у нас было сказано: и территориально, и экстерриториально, у них определяет правительство. Что касается того, кто получает право на службу, у Эдуарда Воробьева и Юлия Рыбакова так: любой гражданин, если его убеждениям и вероисповеданию противоречит приведение к военной присяге, несение военной службы.

- То есть практически заявительный принцип.

БЕЗБОРОДОВ: Да, только заявительное. Мы несколько шире, мы говорим, что те, кто имеют право на отсрочку от службы в Вооруженных Силах, тоже надо посмотреть, засчитать ли это за альтернативную, то есть расширить рамки.

- А что касается сроков?

БЕЗБОРОДОВ: Что касается сроков, у нас, я уже сказал, в два раза, а у них, скажем, 36 месяцев. А для граждан, скажем, с высшим образованием - 18 месяцев. В случае прохождения службы в составе гражданского персонала Вооруженных Сил у них столько же, сколько и у солдат. 24 месяца солдат проходит, и альтернативная гражданская служба - 24. А мы говорим: нет, все-таки у солдата 16 часов служебного времени в сутки, а у юноши, проходящего альтернативную гражданскую, - 8 часов. И поэтому все-таки в полтора раза надо иметь больше.

- Вы уже проводили какие-то консультации по поводу выработки некоего единого варианта?

БЕЗБОРОДОВ: Да, я должен сказать, что в прошедшие полгода, больше даже чем полгода, была создана в Государственной Думе рабочая группа, мы встречались совместно. Скажем, вариант Воробьева-Рыбакова, проект Владимира Семенова и наш, генерала Николаева. И мы очень много, во всяком случае, что касается нашего варианта, - я уже говорил сегодня о принципе, скажем, где служить, и принципе - получать образование или нет, - мы несколько смягчили свои позиции первоначальные и пошли навстречу, в том числе СПС.

- То есть этот срок, 9 февраля, когда должен появиться согласованный...

БЕЗБОРОДОВ: Я бы очень хотел, чтобы 9 февраля было выдержано, раз вот этот срок поставлен правительством, чтобы такой вариант появился, и с нетерпением его ждем в Государственной Думе. Я не говорю, что он легко пройдет, но надо, если мы люди государственные, а Госдума - это люди государственные...

- Но этот вариант еще предстоит согласовать, я так понимаю, с Министерством обороны и с Генеральным штабом.

БЕЗБОРОДОВ: Обязательно.

- А какие у вас отношения?

БЕЗБОРОДОВ: Я должен сказать, что всем нам, особенно, скажем, комитету по обороне, я уже, может быть, повторюсь, нам бы очень не хотелось, чтобы закон об альтернативной гражданской службе явился очередной причиной освобождения юношей от военной службы. У нас и так сегодня 23 причины, согласно Закону о воинской обязанности, военной службе, согласно которым 88 процентов освобождены. То есть мы должны как бы поставить преграду сегодня уклонистам законом об альтернативной гражданской службе. Ведь 29 тысяч, по данным Генштаба, юношей сегодня уклоняются от военной службы. Многие уклоняются: вы нам предоставьте альтернативную гражданскую - мы пойдем на альтернативную гражданскую. А пока ее нет, действительно, применить закон и ответственность...

- Но известно, что, скажем, руководство Генштаба достаточно критично настроено по отношению к вашим вариантам, к думским вариантам. Удастся найти какие-то точки соприкосновения?

БЕЗБОРОДОВ: Я уверен, что удастся, потому что тянуть дальше уже просто нельзя. Видите, сегодня цепная реакция начинается, когда регионы начинают на местном уровне, правительства регионов начинают вводить альтернативную гражданскую у себя. В частности, Нижний Новгород, в частности, сейчас правительство Саратовской области такое решение принимает. Это анархия, потому что, скажем, когда нет единого федерального закона, то каждое правительство начинает, как видится ему, эту проблему решать.

- Но здесь часть вины все-таки лежит и на федеральном центре.

БЕЗБОРОДОВ: Согласен, что вина лежит, но нельзя допустить того, что сегодня регионы начнут самостоятельно устанавливать альтернативную службу.

- Итак, возможно, уже к 9-му числу будет согласованный вариант. Что дальше? Он выносится на заседание Государственной Думы пленарное, да?

БЕЗБОРОДОВ: Дальше он выносится где-то в середине февраля в Совет Государственной Думы, Совет Государственной Думы рассылает по комитетам, в течение месяца изучаем, готовим заключение, и на пленарное...

- То есть в марте он может быть уже...

БЕЗБОРОДОВ: В марте он может уже рассматриваться в первом чтении. Сроки таковы, что при желании, я считаю, что можно до июля его уже в трех чтениях провести. Хотя некоторые с опаской на это смотрят, что слишком быстро. Я считаю, что, если у нас будет проявлен интерес, мы это можем сделать.

- И в июле закон может практически появиться, нужно будет только утвердить его в Совете Федерации.

БЕЗБОРОДОВ: И осенью заработает. Президенту подписать после Совета Федерации, и с октября он уже может заработать.

- Уже осенью призывники могут пойти на альтернативную гражданскую службу?

БЕЗБОРОДОВ: Да, я отношусь к оптимистам. Я считаю, что мы в состоянии такой закон до осени уже принять.

- Скажите, а просчитываются какие-то экономические последствия принятия этого законопроекта?

БЕЗБОРОДОВ: Обязательно просчитываются. И готовится финансово-экономическое обоснование сегодня правительством, которое будет внесено в Думу, потому что это действительно повлечет за собой серьезные материальные не то что издержки государства, но без них не обойтись, потому что раз мы предусматриваем альтернативную гражданскую службу, то мы должны предусмотреть и издержки.

- И как вы считаете, в случае утверждения этого закона...

БЕЗБОРОДОВ: Много ли будет юношей?

- Да, какое число? Скажем, сейчас большинство просто уклоняется. Те, кто уклоняются, они пойдут на альтернативную службу?

БЕЗБОРОДОВ: Кто говорит о том, что таких юношей может быть 2-2,5 тысячи, не больше. Но - поживем, увидим. Я бы не хотел сегодня предугадывать.

Мы говорили о законопроектах, связанных с альтернативной гражданской службой. У нас в гостях был зам. председателя думского комитета по обороне Николай Безбородов. Вел передачу Борис Бейлин.

 



 

Интервью с Н.Безбородовым

Иракский кризис

Иракский кризис: развитие ситуации
22/03 | 12:15 Юлий Семенов (политический обозреватель)

Альтернативная служба

Готовится согласованный вариант закона об альтернативной службе
05/02 | 10:34
Борис Бейлин (ведущий программы)

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)   ГААГА

 Перед российской делегацией стоят три задачи (на международной конференции в Гааге 14-18 мая 2001 года. - Ред.).

Радио "МАЯК"

Говорим мы с Вами о возможном развитии ситуации, о возможном нанесении США ударов по Афганистану.

Газета "ПРАВДА"

Депутаты  снова в бой. Покой им только снится
Деньги для армии. Во что бы то ни стало!

 

Стенограммы выступления Н.Безбородова

Журнал "Гражданская защита"

На вопросы журнала "Гражданская защита" отвечает депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Государственной комиссии по уничтожению химического оружия генерал-майор Николай Безбородов
 

Партийно-Политическая работа в армейской авиации при подготовке и выполнения боевых задач (1977-1982 г.г.)

Журнал "Вестник Воздушного Флота"

ЕСТЬ ЕЩЁ "ПОРОХ" В АРСЕНАЛЕ ОПК

Николай Безбородов сделал ставку на офицеров

УралПолит.RU




Главная страница

Copyright "Artur Home Vision" © 2002-2003, all rights reserved.
Тел. (926) 231-79-13, 8(916)713-29-13, факс. (926) 231-79-13,
doktormo@mail.ru
Hosted by uCoz