Mil Mi-4
1952

Вертолет Ми-4

Design work on the Mi-4 helicopter started in the second half of 1951 and the aircraft was flown in prototype form in August 1952. In appearance it closely resembled the contemporary Sikorsky S-55, but in terms of size and performance it equated with Sikorsky's later S-58. The Mi-4 was already in Soviet Air Force service by August 1953, when it was first seen publicly at the Tushino Aviation Day display, and it has since become the most widely built of all Soviet helicopters. Production is believed to have ceased around 1964, by which time several thousand had been built both in the Soviet Union and in China.

The Mi-4 was produced initially as a troop and assault transport helicopter for the Soviet armed forces. This version is characterised by circular cabin windows and a ventral fairing in which an observer can be stationed if required. Alternatively an additional fuel tank can be fitted in this position. One major difference between the Mi-4 and the S-55 is that the former has clamshell rear loading doors through which a maximum internal payload of 1600kg can be admitted. Typical military loads of the Mi-4 include 14 fully equipped troops, a GAZ-59 command vehicle, a 76mm anti-tank gun or 2 motorcycle combinations. Military Mi-4's have been exported to a number of air forces in the Soviet bloc, among the largest users being India, which has sixty, and Cuba, which has twenty-four.

From 1964 two civil versions of the Mi-4 were also built in considerable numbers. These were the Mi-4P (Passajirskii == passenger) and the Mi-4S (Selskokhoziaistvennii = rural economy). The Mi-4P is the standard version for Aeroflot, carrying 11 passengers normally or up to 16 in high density seating or, in the ambulance role, 8 stretchers and a medical attendant. The Mi-4P is distinguished by having square cabin windows, wheel spats and no ventral fairing; 100kg of baggage can be carried in addition to the normal passenger complement. The Mi-4S is normally used for agricultural operations, when it can be fitted with a 1000kg dust hopper or a 1600-l tank holding pesticide or fire-fighting chemical. All versions of the Mi-4 have provision for fitting inflatable pontoons in addition to the wheeled landing gear. A stripped-down Mi-4 established a number of speed-with-payload and payload-to-altitude records in 1956, and in more recent years both military and civil Mi-4's have performed a considerable amount of useful work in the Polar regions, their tasks including ice patrol and geological survey.

K.Munson "Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907", 1968

*     *     *

Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951г. морского десанта в Инчхоне. Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок - в течение одного года: 5 октября 1951г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952г. первый опытный вертолет ВД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил первый полет (летчик-испытатель В.В.Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.

По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Sikorsky S-55, созданного в 1949г, вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200кг в нормальном варианте и 1600кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600кг, в том числе пушку калибром 57мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67B, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом - решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-траспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром 12.7мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка - специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250кВт, разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова.

При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов.

Рисунок вертолета Ми-4

Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953-1966гг. на вертолетном заводе в г. Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966гг. за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением Z-5 производились в 1958-1979гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции "Северный полюс-5" протяженностью более 5000км. На вертолетах Ми-4 в 1956-1965гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза массой 2000кг на высоту 6017м и массой 1000кг на высоту 7575м, а в 1958г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой медали.

Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов, уже в 1950г. (?) на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией. В 1956г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961-1962гг. в Индии, в 1965г. в Пакистане, в 1960-1975гг. в Ираке, в Эфиопии в 1971-1980гг. и других странах, а в 1978г. в Афганистане, где они вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и Ми-24.

По данным на середину 1995г. в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4: Албания - 18, Алжир - 30, Афганистан - 12, Болгария - 14, Венгрия - 40, Вьетнам - 30, Ирак - 40, Йемен - 4, КНР - 350, Куба - 5, Судан - 10 и др.

Вертолеты Ми-4 стали основой для создания большого числа модификаций для вооруженных сил, перечень которых и основные особенности конструкции приводятся ниже:

Были разработаны и производились также другие модификации вертолета Ми-4 для военного применения:

Кроме того, был разработан ряд модификаций вертолета для гражданского применения:

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4.15 х 1.70 х 1.6м и объемом 16м3 с задним грузовым люком размерами 1.86 х 1.6м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0.9 х 1.45м, в дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном варианте — для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара. Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С 1957 года вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой 1200кг, в перегрузочном варианте — до 1600кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ-481 калибром 12.7мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая, круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой балкой.

Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700 х 850мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100 х 150мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.

Несущий винт четьгрехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 года прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0.62м, профиль лопасти NACA 23012, ресурс лопасти 2500ч. До 1960 года несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0.8м и на конце 0.325м, профиль лопасти NACA 230.

Рулевой винт диаметром 3.6м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.

Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.

Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака емкостью 1000л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак емкостью 275л.

Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65л и маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя.

Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин.

Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3.9—5.9МПа. Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.

Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальньм оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2л и противообледенительной спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8 кислородных баллонов емкостью по 1.8л для раненых.

Вооружение. На транспортно-десантном варианте в гондоле расположена стрелковая установка HУB-1 с пулеметом А-12.7 конструкции Афанасьева калибром 12.7мм и боезапасом 200 патронов, углы обстрела пулемета А-12.7: в вертикальной плоскости вниз - 55°, в горизонтальной плоскости - 30° вправо и влево от продольной оси вертолета. В транспортно-боевом варианте вертолет был снабжен комплексом вооружения К-48 с пулеметом А-12.7 калибром 12.7мм с боезапасом 200 патронов в подфюзеляжной гондоле, 4 ПТУР "Фаланга" 4-6 блоками по 16 НАР С-5 или 4 бомбами по 250кг на внешних узлах.

Схема вертолета Ми-4, увеличить рисунок

Характеристика вертолета Ми-4

Экипаж: 2, силовая установка: 1 x ПД АШ-82В мощностью 1250кВт, диаметр несущих винтов: 21.0м, длина с вращающимися винтами: 25.02м, высота: 4.4м, ширина фюзеляжа: 2.0м, взлетный вес: 7550кг, вес пустого: 5100кг, максимальная скорость: 185км/ч, скороподъемность: 5.6м/с, динамический потолок: 5500м, статический потолок: 2000м, дальность полета с полным запасом топлива без ПТБ: 500км, полезная нагрузка: 1600кг


НАЗАД
Hosted by uCoz