Выступления в парламенте

Катастрофический рост потребления наркотиков и психо-активных средств.

                                                     Уважаемые участники слушаний!

Что заставляет нас, спустя три года, вновь на парламентских слушаниях обсуждать вопрос борьбы в нашей стране с распространением наркомании и токсикомании?
Одно: катастрофический рост потребления наркотиков и психоактивных средств. Прежде всего, среди детей, подростков, молодежи.
Масштабы роста таковы, что наркомания перестала быть проблемой только медицинской, экономической и правоохранительной. Она – реальная угроза нашей национальной безопасности.
Некоторый анализ: в 2000 году количество всех категорий потребителей психоактивных веществ, стоящих на учете, приблизилось к 500 тысячам. Рост за один год – 19,3%. По оценкам экспертов, реальная численность потребителей – в 8-10 раз больше.
Наметился стремительный рост нарко-преступности. За пять лет – в 2,5 раза.
Особое беспокойство: вовлеченность в потребление наркотиков детей и подростков. В 2000 году официально в медучреждениях под наблюдением находилось молодежи до 18 лет – более 50 тысяч. За пять лет – рост в 2 раза.
Только в 2000 году за совершение наркопреступности к уголовной ответственности привлечено 6,7 тыс. несовершеннолетних. За употребление наркотиков в органы внутренних дел доставлено 15,3 тыс. несовершеннолетних.
Рост наркотизации среди молодежи уже больно ударил и продолжает стремительно поражать призывной контингент для армии, флота, других войск России.
Статистика такова:
– до поступления на военную службу более 30% призывников имеют опыт потребления наркотиков;
– за последние три года граждан, освобожденных от призыва в связи с психическими расстройствами возросло в 1,5 раза (1998 г. – 89,6 тыс.человек; 2000 г. – 130,3 тыс.человек);
Освобожденных за это время в связи с алкоголизмом и наркотиками возросло в 2 раза (1998 г. – 10,2 тыс.человек; 2000 г. – 20,9 тыс.человек);
– количество лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, с момента постановки на воинский учет до призыва на военную службу за два года возросло в 12 раз (1998 г. – 1325 человек; 1999 г. – 16044 человек);
– сохраняется тенденция роста психической заболеваемости уже призванных военнослужащих рядового состава. Увольняемость по болезни из войск обусловлена личностными расстройствами 45,5% (от числа всех уволенных с психическими расстройствами) и неврозами – 26%;
– ежегодно из войск приходится увольнять 300-400 человек, проходящих военную службу по призыву, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
В войсках продолжает расти наркопреступность. Так, если в 1996 году в воинских частях военными прокуратурами учтено 233 преступления, то через два года (1998 г.) – уже 606 преступлений.
Наметившаяся некоторая стабилизация наркоситуации в войсках к 2000 году удовлетворить не может. За три месяца текущего года в войсках уже совершено 92 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их употреблением.
Таким образом, проблемы, связанные с распространением наркомании, по потенциальной опасности для боеспособности армии, флота и других войск, вышли на одно из первых мест.
Все это заставляет Правительство России, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, управления других войск Российской Федерации совместно с военными прокуратурами принимать экстренные меры для защиты силовых структур от поражения наркоманией. С этой целью:
– Постановление Правительства Российской Федерации № 1232 от 22 октября 1998 года внесло изменения и дополнения в "Положение о военно-врачебной экспертизе";
– Приказ Министра обороны Российской Федерации № 440 от 25 сентября 1998 года "О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" вводит должности психиатров-наркологов в военных госпиталях и поликлиниках;
– с сентября 2000 года развернута работа по реализации в войсках программы "Система неотложных мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации";
– с 1999 года по инициативе Главной военной прокуратуры в субъектах Российской Федерации созданы и действуют успешно межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами;
– при Министерстве внутренних дел Российской Федерации недавно создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков.
Каков эффект от этой работы?
– Да, принимаемые меры дают определенный положительный эффект. Пока дают. Пока, поскольку все это – частности. Те частности, которые, безусловно, сегодня проводить надо, чтобы изолировать силовые структуры от наркомании.
Но это те частности, которые завтра уже не спасут наши войска. Наше государство однозначно приближается к тому моменту, когда просто по здоровью некого будет призывать на военную службу.
Выход есть только один: защищать от наркоэпидемии надо общество в целом. И, прежде всего, детей и подростков. Центр тяжести борьбы надо перенести за молодежь потому, что:
а) во-первых, молодежи принадлежит будущее;
б) во-вторых, подростки злоупотребляют наркотиками в 5 раз чаще, чем все население, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 10 раз чаще. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5-2 раза выше, а заболеваемости токсикоманией – в 8 раз выше, чем среди всего населения.
Можно ли вести борьбу с наркоманией в обществе? – Можно. Для этого необходимо осознать: запретить или уничтожить наркотики невозможно. Они были, есть и будут.
Задача заключается в другом: создать систему государственного и общественного сдерживания как явления социального. Эта задача, пусть и сложная, но реальная, а значит выполнимая.
Эта задача будет решена успешно, если:
1) во-первых, всем обществом, всеми структурами и всех уровней властей, всеми государственными и общественными организациями будут приняты во внимание причины наркотической эпидемии в России;
2) во-вторых, глубоко изучен и учтен в борьбе с наркоманией весь ряд специфических факторов, действующих в нашей стране;
3) в-третьих, все многообразие путей преодоления этой эпидемии будет носить комплексный и системный характер;
4) в-четвертых, будут созданы и постоянно поддерживаться условия, без которых система комплексных мер и мероприятий не заработает и работать не будет.
Почему наркоманическая эпидемия поразила Россию? – Прежде всего, тому есть объективные причины. Они не зависят от процессов, которые идут в нашей стране. Так:
а) Россия сегодня оказалась на главных путях потоков наркотиков. Оказалась пограничной страной с регионами, в которых наркобизнес – вплоть до государственного уровня – является основным средством получения денег;
б) культурно-досуговая сфера нашей молодежи стала не только активно приобщаться к распространенным в мире модным культурным течениям. Она стала быстро и глубоко врастать в течения, которые предполагают обязательное и системное потребление наркотиков.
Действие этих причин легло на соответствующую почву в нашем обществе. Ряд факторов сопутствует широкомасштабному прорастанию наркомании.
Основными среди них являются: политическая и экономическая нестабильность; резкое расслоение общества на бедных и богатых; падение жизненного уровня подавляющего большинства населения; неуверенность в завтрашнем дне; значительный рост детской беспризорности (официально – 2 млн. детей) и рост преступности; обесценивание человеческой жизни. Некоторые факторы раскрою.
Так, в социально-психологическом плане: прежние идеологические основы, нормативные ценностные ориентации и стереотипы поведения – разрушены. Новые – не сформированы. Выработка их – бессистемна и хаотична.
Под воздействием последние десять лет в стране разрушительных процессов наблюдается отказ значительной части молодежи от собственных усилий к обеспечению высокого уровня жизни. Учиться, работать стало не выгодно. Можно лучше и красивее жить за счет спекуляции, криминальных форм "бизнеса", в том числе и торгуя наркотиками.
Значительную роль в негативном процессе имеет и отказ от системы воздействия на детей и подростков в рамках пионерских и комсомольских организаций без какой-либо ее замены. Следствие этому: отсутствует система (подчеркиваю система) позитивного общественного воспитания детей – в плане личностного саморазвития, формирования волевых механизмов, духовной культуры, навыков конструктивного общения, выработки ценностных ориентиров, утверждения моральных норм.
Есть серьезные недостатки в организации наркологической помощи населению – прежде всего детям, подросткам и их семьям. Слабыми оказались профилактическое звено помощи, лечебное звено. Практически отсутствует реабилитационное звено с различными учреждениями.
Одним словом, и школа, и семья, и здравоохранение оказались неготовыми к наркотической экспансии. Все это дало и дает один результат – отсутствие у подростков "защитных" механизмов противостояния соблазнам наркотизации.
Справедливости ради, надо дать положительную оценку работе, которая в нашей стране начала проводиться в последние три-два года.
Совет Безопасности Российской Федерации принял, а Президент России утвердил "Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств ив психотропных веществ ив злоупотреблению ими на период до 2008 года".
Реализуются мероприятия федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в 1999-2001 годах". Завершается разработка аналогичной программы на 2002-2004 годы.
Министерство образования при участии Министерства здравоохранения России разработали Концепцию профилактики злоупотреблению психоактивными веществами в образовательной сфере. Есть План действий по реализации Концепции.
Создан и приступил к работе Федеральный экспертный совет при Министерстве образования Российской Федерации.
По заданию Минздрава России НИИ наркологии разработал концептуальные подходы к антинаркотической профилактике, прежде всего, среди детей и подростков.
Помимо мер, принимаемых на федеральном уровне, начинает проводиться работа по предупреждению подростковой наркомании в ряде субъектов Российской Федерации. Наибольшую активность в этой работе проявляют Самарская, Свердловская, Оренбургская, Тюменская области, Республики Татарстан и Чувашия.
Но в то же время, к сожалению, мы находимся в самом начале гигантской работы, которую предстоит проводить. Переломить ситуацию по наступлению на наркоманию не удалось. Больше того, в этой работе не достает многого. А именно:
а) не достает, а порой отсутствует тесное взаимодействие в этой работе органов местного самоуправления, внутренних дел, федеральной безопасности, военного управления, образования и здравоохранения;
б) отсутствуют подготовленные специалисты – профессионалы и нет для работы материально-технической базы.
Финансирование проводимых мероприятий осуществляется по остаточному принципу, а чаще (на 60-70%) не осуществляется совсем. Так, в 1999-2000 годах Федеральная целевая Комплексная программа фактически не финансировалась. На 2001 год вместо запланированных 35 млн. рублей предусмотрено федеральным бюджетом только 26 млн. рублей.
Все это в работе ведет к формализму ив отсутствию должного эффекта.
Что делать? – Представляются целесообразными следующие направления работы:
1) рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:
а) закрепить социальный статус проблемы борьбы с наркоманией как проблемы общегосударственной, приоритетной в организационном и финансовом плане, с принятием необходимых административных решений и разработкой соответствующих программных документов.
В проекте федерального бюджета на 2002 год предусмотреть в полном объеме средства на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы"; Федеральной целевой программы "Анти – ВИЧ/СПИД";
б) принять во внимание рекомендации Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятых в Эр-Рияде в 1990 году), 25 статья которых содержит предложения о необходимости уделять особое внимание всеобъемлющей политике и стратегиям, направленным на предотвращение того, чтобы молодые люди злоупотребляли алкоголем, наркотиками и другими веществами;
в) решить в оперативном порядке вопросы усиления пограничного и таможенного режимов на границе с Республикой Казахстан;
г) выделить дополнительные средства, увеличить штатную численность и улучшить техническое оснащение таможенных органов и других силовых структур, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
2) рекомендовать Правительству Российской Федерации дать поручения:
а) ускорить разработку нормативно-правовых актов по созданию в Российской Федерации при государственной поддержке детско-юношеских и молодежных организаций внепартийного характера;
б) ускорить разработку проекта федерального закона, предусматривающего механизм создания Федерального внебюджетного фонда противодействия незаконного оборота наркотиков;
в) ускорить внесение поправок в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста; в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" по оказанию принудительной наркологической помощи больным наркоманией в возрасте до 15 лет;
г) внести поправки в законодательную базу по предоставлению налоговых льгот государственным учреждениям, общественным организациям, предприятиям любой формы собственности, деятельность которых направлена на профилактику наркомании, лечение и реабилитацию больных наркоманией в части, касающейся этой деятельности;
д) завершить создание нормативно-правовой базы в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
3) Правительственной комиссии необходимо активизировать работу по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, усилив координацию министров и ведомств, а также органов власти субъектов Российской Федерации по этой проблеме.
4) Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации ускорить:
а) разработку и внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп;
б) завершение подготовки пакета нормативно-методических материалов по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами;
в) разработку совместно с Министерством здравоохранения и Министерством внутренних дел России проектов нормативных правовых актов по выявлению и учету обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечению распространения наркотиков в образовательных учреждениях.
5) Необходимо:
а) разработать и проводить в жизнь широкую общественную кампанию с целью формирования адекватного массового общественного мнения по отношению к проблеме наркотиков;
б) усилить антинаркотическую пропаганду через средства массовой информации всех уровней, рассматривая ее как одну из наиболее важных частей социальной рекламы. Предусмотреть целевую поддержку со стороны государственных органов тех СМИ, которые играют наиболее активную роль в антинаркотической пропаганде.
Уважаемые участники слушаний!
Далек от мысли, что проведение слушаний сегодня решит все проблемы по борьбе с наркоманией среди детей и подростков.
Слушания могут, а значит должны помочь скорректировать работу по борьбе с наркоманией и в государстве, и в обществе.
Одно ясно: эта борьба не может представлять "лобовую атаку". Не отрицая важность административных, силовых и даже репрессивных мер, работа эта комплексная, системная и очень тяжелая.
Но другого нам не дано.

 

НАЗАД

Hosted by uCoz